На главную страницу  Объединение вагоностроителей  →  Новости  →  МЕТОДИКА нанесения защитной маркировки и учета ответственных Узлов и деталей грузовых вагонов.

МЕТОДИКА нанесения защитной маркировки и учета ответственных Узлов и деталей грузовых вагонов.

Опубликовано: 11:22 1 апр. 2014
Настоящий документ разработан в соответствии с необходимостью совершенствования обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожных транспортных средств (ЖТС), своевременного выявления на рынке контрафактной продукции

 

 

 

 

 

 

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

 

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ»

(НП «ОПЖТ»)

 

Некоммерческое
партнерство

производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава

 

 

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ВАГОНОСТРОИТЕЛЕЙ»

(Объединение вагоностроителей)

 


 

УТВЕРЖДАЮ

 

УТВЕРЖДАЮ

Президент

НП «ОПЖТ»

 

 

_________________  В.А. Гапанович

 

«____» __________________ 2014г.

Председатель Наблюдательного совета  

«Объединение вагоностроителей»

 

 

___________________  О.В. Сиенко

 

«____» __________________ 2014г.

 

 

МЕТОДИКА

нанесения защитной маркировки и учета ответственных Узлов и деталей грузовых вагонов.

 

 

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Вице-президент НП «ОПЖТ»

 

 

 

 

________________  С.В. Калетин

 

«____» _______________ 2014г.

Вице-президент,

исполнительный директор 

«Объединение вагоностроителей»

 

 

_______________  В.А.Варенов

 

«____» _______________ 2014г.

 

 

 

МОСКВА

2014


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..             3

 

1.    Область применения…………………………………………………     3

2.    Термины и определения……………………………………………...    3

3.    Назначение…………………………………………………………….    4

4.    Общие положения…………………………………………………….    4

5.    Характеристики применяемого оборудования………………… ….   5

6.    Порядок маркировки……………………………………………….....   5

7.    Требования к маркировке…………………………………………….   6

8.    Выходной контроль детали на заводе изготовителе  ……………...   6

9.    Порядок проверки узла, детали в эксплуатации ………………….    7

10.Требования к программному обеспечению                                          7

 

Литература………………………………………………………………...   8

 

Приложение 1. …………………………...                                                 9

Приложение 2..……………………………………………………..            10

Приложение 3..……………………………………………………..            11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий документ разработан в соответствии с необходимостью совершенствования обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожных транспортных средств (ЖТС), своевременного выявления на рынке контрафактной продукции

Одним из важнейших направлений является разработка технологии автоматизированного учета деталей при изготовлении и ремонте грузовых вагонов на основе использования двумерных меток прямого нанесения стандарта
DataMatrix.

Маркировка предназначена для ведения достоверного учета по критически важным деталям вагона в межремонтный период эксплуатации за счет однозначной автоматизированной идентификации деталей и сборочных единиц вагонов.

Внедрение данной методики направлено на обеспечение снижения трудозатрат на составление учётных форм в процессе изготовления и ремонта вагонов и их составных частей, контроля назначенного срока службы деталей (ресурса), контроля использования деталей с неустранимыми дефектами, выявления контрафактных деталей,  создание условий для контроля целостности деталей в процессе их эксплуатации. Такая информация должна быть применена при разработке электронных паспортов вагонов.

1. Область применения

Настоящая методика устанавливает общие требования к способу и порядку нанесения маркировки (технологии и оборудованию).

Методика предназначена для применения на предприятиях по изготовлению и ремонту вагонной техники, а также на других предприятиях авторизованных держателем подлинников конструкторской документации.

Методика разработана с учетом:

- стандартов РФ;

- стандартов Системы административно-производственной документации;

- стандартов Системы менеджмента качества продукции (управление документацией).

2.Термины и определения

Защитная маркировка (ЗМ) –совокупность знаков, характеризирующих это изделие. Узлам и деталям присваивается индивидуальный порядковый номер.

Идентификация– процедура однозначного сопоставления маркированных деталей или сборочных единиц, готовой продукции с идентификатором обеспечивающая прослеживаемость использования объекта.

Маркирование – процесс нанесения на объект идентификационных символов, отражающих отличительные признаки детали, сборочной единицы или изделия в целом. При этом на сборочную единицу могут наноситься обозначение сборочной единицы в соответствии с конструкторской документацией, порядковый номер, дата изготовления и другие данные.

Жизненный цикл - процесс определения следующих зарегистрированных событий:

- регистрация на предприятии при изготовлении;

- установка под вагон на вагоносборочных предприятиях с регистрацией в паспорте вагона (в случае замены – регистрация в паспорте вагона);

- ремонт (дефектация) детали на вагоноремонтном предприятии.

- исключение из числа пригодных к дальнейшему использованию с постановкой отметки в базе данных предприятия изготовителя

3.Назначение:

Введение защитной маркировки (ЗМ) предназначено для построения системы учета, идентификации и защиты от контрафакта высокоответственных узлов и деталей грузовых вагонов на протяжении всего жизненного цикла изделий, за счёт:

- автоматизации учета и идентификации изделия;

- обеспечение доступа, достоверности и актуальности информации;

4.Общие положения

Однозначная идентификация деталей, сборочных единиц и готовых изделий с помощью защитной маркировки (ЗМ) позволяет обеспечить контроль жизненного цикла ответственных узлов и деталей.">

Процедуры нанесения и считывания защитной маркировки (ЗМ) должны быть “встроены” в производственный процесс работы предприятия.

Способ маркирования должен  являться частью технологического процесса изготовления продукции  и не должен ухудшать показатели качества детали, сборочной единицы, готового изделия.

Маркирование изделия должно производиться в соответствии с конструкторской документацией.

В системе маркирования должны применяться двухмерные штриховые коды стандарта Data Matrix в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008  с символикой версии ECC 200.

Защитная маркировка (ЗМ) наносится на гладкую поверхность, подготовленную в соответствии с КД, в легко доступном для контроля месте  и имеющем достаточную площадь для нанесения информации.

Двумерный штриховые коды должны обеспечивать считываемость на всем сроке службы детали (узла, изделия) при соблюдении правил эксплуатации.

Шероховатость поверхности в местах нанесения двумерного штрихового кода не должна препятствовать его считываемости на всем сроке службы.

Невозможность считать метку на новом изделии является браковочным признаком.

Узлы, подлежащие обкатке и испытаниям (паспортизованные узлы) обозначаются в соответствии с конструкторской документацией, в том числе,  введением порядкового номера и датой изготовления. Защита Узлов от контрафакта обеспечивается сочетанием процедур установки и регистрации ЗМ с процедурами отслеживания движения каждого Узла в его жизненном цикле на основе информации, содержащейся в электронном паспорте Узла.

 

">Система защитной маркировки (ЗМ) должна быть унифицирована с производителями железнодорожной продукции по следующим направлениям:

- единый стандарт кода;

- перечень обязательных деталей (приложение 1), на которые необходимо наносить ЗМ.

- объем и последовательность минимально необходимой вносимой информации в электронный паспорт изделия по типовым деталям;

- возможность доступа к базе данных через сеть Интернет.

Количество одинаковых меток на одной детали не должно быть больше 2 единиц. Необходимое количество меток на одной детали определяет завод-изготовитель.

5.Характеристики применяемого оборудования

5.1. Требования к оборудованию для нанесения маркировки:

1)                Наличие технологий формирования ЗМ, обеспечивающих высокую сложность создания технического аналога.

2)                Использование оборудования для нанесения двумерных меток стандарта
Data Matrix, наносимых ударно-точечным методом, лазерным или другим методом.

5.2.  Требования к оборудованию для считывания маркировки.

1)      Для считывания двухмерного штрихового кода стандарта Data Matrix должны использоваться серийно производимые сканеры поддерживающие технологию считывания кода сделанного прямым нанесением.

2)      Обеспечение простоты считывания и обработки ЗМ для определения наличия контрафакта в пунктах проверки подлинности ЗМ.

3)                Возможность автоматизированного считывания на электронные носители текстовой информации с ЗМ, установленных на Узел или деталь, с целью ее обработки и защищенного хранения.

6. Порядок маркировки

Обязательные, входящие в состав Маркировки данные должны выводиться после сканирования в следующем порядке:

Число

знаков

Содержимое

Уточнение

4

№ предприятия

На усмотрение завода изготовителя

12

Идентификационный номер детали

На усмотрение завода изготовителя

2

Код типа детали

В соответствии с приложением 2

6

Дата маркировки

день, месяц, год - в формате ДДММГГ

4

Время нанесения маркировки или случайная последовательность символов

на усмотрение завода изготовителя –

Если время нанесения то в формате ччмм – 4 символа

Если случайная последовательность то любые 4 символа, допускаются цифры и заглавные буквы латинского алфавита визуально соответствующие русскому алфавиту.

Итого:            28 символов строгой последовательности.

Размер координатной матрицы определяется заводом изготовителем на свое усмотрение в зависимости от особенностей маркируемой продукции, количества символов, условий лицензионных договоров и прочих условий и определяется количеством символов и принадлежности к алфавитам (п.5.5.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008).

 

Маркирование деталей должно производиться на продукцию принятую ОТК завода и инспектором приемщиком ЦТА (при ее наличии) в присутствии контролера ОТК.

Контрольное сканирование деталей на соответствие продукции нормативно-технической документации производится представителями ОТК и представителем владельца инфраструктуры (при его наличии).

7.Требования к маркировке

К конфигурации и содержанию ЗМ Узла предъявляются следующие требования:

1)                ЗМ должны располагаться на Узле в сравнительно удобном для наблюдения и проверки месте, желательно, вблизи заводского серийного номера Узла и других клейм.

2)      Допускается защита от воздействия окружающей среды и целенаправленного повреждения защитной метки методом нанесения лакокрасочного покрытия, нанесением самоклеющейся пленки, или консервационного материала, при условии сохранения легкости процесса считывания маркировки.

3)      Текстовая информация ЗМ для каждого Изделия должна быть уникальной.

4)      Каждая из установленных ЗМ должна содержать одну и ту же  уникальную для данного Изделия текстовую информацию.

5)      ЗМ должна сохранять свою способность к считыванию в течение всего срока службы детали, в соответствии с техническими условиями на Узлы и детали.

6)      Для усиления защиты от контрафакта могут учитываться дополнительные параметры:

- геометрическое местоположение

- подготовка поверхности

- заданная ширина окна

7)      Должна присутствовать возможность регистрации дополнительных параметров конфигурации фигуры из нескольких ЗМ, на усмотрение предприятия изготовителя, с целью увеличения степени надежности защиты от контрафакта (например 2 (две) метки разной конфигурации)*)

8.Выходной контроль детали на заводе изготовителе

Выходной контроль деталей регламентируется внутренними положениями предприятий-изготовителей.

 

9. Порядок проверки узла, детали в эксплуатации

Порядок проверки узлов и деталей регламентируется внутренними положениями ремонтных организаций.

Защитная маркировка (ЗМ) является ключом доступа к информации электронного паспорта изделия с использованием сетей общего пользования.

10. Требования к программному обеспечению

Требования к специализированному программному обеспечению (CПО) завода изготовителя:

формирование информации о детали должно осуществляться заводом – изготовителем с использованием СПО.

Требования к СПО:

1) Добавление информации в БД по деталям завода-изготовителя должны иметь право только авторизованные пользователи.

2) СПО должно иметь возможность производить при необходимости обмен данными с единой базой данных о узлах и деталях.

Требования к СПО ремонтного предприятия:

1) СПО должно иметь возможность получения данных из единой БД об узлах и деталях.

2) Доступ к рабочему месту с СПО должны иметь только авторизованные пользователи.

 


">                                                      

Литература:

1.ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008.Автоматическаяидентификация.

Кодирование штриховое .Спецификация символики DataMatrix

2. Татаринов М.В. и др.Автоматизированный учет деталей при изготовлении и ремонте колёсных пар грузовых вагонов.Москва,2012г

3.ЗАО «Научные приборы». Предложения по техническим требованиям к стандарту защиты от контрафакта в рамках «Единой информационной системы управления вагонным хозяйством ОАО «РЖД»

                                                                                       


 

                                                                                                  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

 

Список критически важных деталей, на которые должна наносится дополнительная маркировк

 

 

- Рама боковая

- Клин фрикционный

- Тяговый хомут

- Корпус автосцепки

- Корпус поглощающего аппарата

- Ось колесной пары

- Колесная пара

- Триангель

Примечание: Список деталей может быть расширен по усмотрению завода-изготовителя


                                                                                                   (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Код типа детали

Наименование детали

Код типа детали

1

Балка надрессорная

00

2

Рама боковая

01

3

Клин фрикционный

02

4

Тяговый хомут

03

5

Корпус автосцепки

04

6

Корпус поглощающего аппарата

05

7

Ось колесной пары

06

8

Колесная пара

07

9

Триангель

08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                     (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Эскизы деталей, на которые необходимо наносить 2D маркировку с указанием мест и параметров ее нанесения

1.                По деталям «Балка надрессорная» модели 4536-07.00.01.001 и 4701-09.00.01.001

 

Рисунок 1

2.                 По детали «Балка надрессорная» тележки модели 18-100 и её аналогов.

Рисунок 2

3.      По детали «Рама боковая» 4536-07.00.02.001

Рисунок 3

4.      По детали «Рама боковая» тележки модели 18-100 и её аналогов

Рисунок 4

 

 

5.       Для детали «Клин фрикционный» 4536-07.00.00.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 5

6.      По детали «Тяговый хомут»

Рисунок 6

 

7. По детали «Корпус автосцепки»

Рисунок 7

 

Исп.: Антюхин В.Г.

 

Original size: 89248 GZipped size: 16369 Сompression: 18%