На главную страницу  Объединение вагоностроителей  →  Аналитика  →  ОАО «ФГК» выступает за скорейшее принятие актов, регулирующих продление срока службы вагонов

ОАО «ФГК» выступает за скорейшее принятие актов, регулирующих продление срока службы вагонов

Опубликовано: 12:18 9 окт. 2014
Об этом на прошедшем 6 октября 2014 года заседании комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре заявил генеральный директор ОАО «ФГК» Виталий Евдокименко. Комментарий НП ОВС

Москва. 8 октября. Logistic.Ru — Об этом заявил генеральный директор ОАО «ФГК» Виталий Евдокименко на прошедшем 6 октября 2014 года заседании комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре.


Как сообщили в пресс-службе ОАО «ФГК», в своем докладе Виталий Евдокименко отметил, что в соответствии с требованием технического регламента Таможенного союза, вступившим в силу 2 августа 2014 года, необходимо максимально быстро провести разработку и согласование нормативных документов, регламентирующих механизм продления срока службы вагонов через модернизацию с обязательной сертификацией.

 «В настоящее время данный процесс искусственно затягивается, что влечет вынужденное исключение вагонов из оборота и, как результат, потерю доходов от оперирования и возникновение расходов от нахождения вагонов в отстое», – подчеркнул глава ОАО «ФГК».

 По его словам, постановление правительства от 31 июля 2014 года № 737 поставило в заведомо неравные конкурентные условия российские вагоноремонтные предприятия и владельцев подвижного состава с аналогичными компаниями Таможенного союза и стран СНГ, не предусмотрев введение в Российской Федерации двухлетнего переходного периода для подготовки к проведению процедур модернизации.

 «Отсутствие переходного периода, по сути, не дает возможности подготовить ремонтные предприятия к сертификации и проведению модернизации вагонов, что незамедлительно приведет к массовому снятию подвижного состава с эксплуатации. Пик списания вагонов придется на 2015 – 2017 годы – по 80-100 тысяч вагонов ежегодно. В условиях сохранения устойчивого профицита парка вагонов и существования компаний-операторов на грани рентабельности приобретения новых вагонов взамен списанных не произойдет. Спрос на новые вагоны восстановится только к 2017 году, причем существует реальный риск, что парк вагонов будет пополняться морально устаревшими моделями, а после 2018 года прогнозируется резкий спад выбытия вагонов, который на ближайшие пять лет приведет к отсутствию крупных заказов у вагоностроителей», – сообщил Виталий Евдокименко.

 Пострадает и вагоноремонтный комплекс – резкое обновление парка приведет к закрытию 40 вагоноремонтных предприятий и увольнению порядка 15 тысяч человек.

Неизбежное сокращение парка холдинга «РЖД» приведет к необеспечению, а затем и росту стоимости социально значимых перевозок грузов и перевозок для государственных нужд.

 Решение проблемы ОАО «ФГК» видит в скорейшей реализации комплекса мероприятий по подготовке к процессу продления срока службы подвижного состава с последующей сертификацией, а также обеспечения экономически обоснованной стоимости модернизации грузовых вагонов с продлением срока службы, которая, по оценке экспертов, не должна превышать 450 тысяч рублей за вагон. 

Комментарии  НП ОВС:

1. Согласно прогнозам ФГК до 2020 года профицит вагонного парка  по отношению к грузовой базе будет на уровне 250-300 тыс. вагонов. (См. рисунок 1 и Рисунок 2).

2. От профицита  пострадают все участники рынка, в том числе и ОАО "РЖД".

ОАО «РЖД» в своем годовом отчете за 2013 год оценивало число "лишних" вагонов в 290 тыс., что ограничивает пропускную способность и "маневренность" инфраструктуры, препятствует движению грузопотоков и снижает скорость доставки грузов.

Каждые 50 тыс. вагонов, находящиеся на инфраструктуре сверх рациональной величины, вызывают дополнительное содержание в течение года 130-140 локомотивов и 600-620 локомотивных бригад, дополнительный расход 540-570 млн кВТ/ч электроэнергии на разгоны-замедление грузовых вагонов после неграфиковых остановок. Имеющийся избыток вагонного парка повлиял на рост оборота вагона, снижение скорости доставки грузов, а также привел к дополнительным расходам ОАО «РЖД» в размере более 19 млрд. руб.

Однако, судя из сделанного Департаментом промышленной политики Евразийской Экономической Комиссии «Анализа состояния и развития отрасли железнодорожного машиностроения в государствах-членах ТС и ЕЭП» по состоянию на август 2014 года, избыточный парк грузовых вагонов привел к росту расходов ОАО «РЖД» в 2013 году на 23,8 млрд. рублей. В частности в документах указывается, что 7,8 млрд. рублей из этого объема составляют расходы от снижения участковой скорости в грузовом движении, а 7,2 млрд. рублей от снижения производительности работы локомотива.

Убытки ОАО «РЖД» от излишнего парка в период с января по апрель 2014г. составили 6 млрд. руб. (согласно опубликованным результатам исследования, проведенного ВНИИЖТ и НИИАСИ)

Основным фактором, вызвавшим профицит подвижного состава в последние годы, является значительное увеличение нового подвижного состава на сети в совокупностями с экономическими факторами и ограниченными возможностями инфраструктуры. Кроме того, свою роль в росте профицита вагонов сыграло также падение темпов погрузки на сети, а также отсутствие у операторов экономических стимулов к списанию старого парка вагонов.

В целом Некоммерческое партнерство «Объединение вагоностроителей» поддерживает большую часть последовательных инициатив Правительства и Минтранса России, направленных на нивелирование негативных воздействий, которое вызывает наличие на сети железных дорог профицит железнодорожного подвижного состава.

3. То есть прогноз  ОАО «ФГК» проводился из расчета "как есть сейчас", а не с учетом экономических факторов, которые прогнозирует НП «ОВС»  на рынке, таких как:

- существенный профицит ПС,

- ограничение по емкости инфраструктуры (не более 1250 тыс.ед.)

- умеренный рост экономики РФ и, соответственно, стагнация грузовой базы, и таким образом, при наличии значительного профицита - отсутствие экономических предпосылок по закупке нового ПС, а в основном приведение его в соответствие с грузовой базой и т.д.

- снижение доходности операторов и, соответственно,  инвестиционной привлекательности закупок новых вагонов,

- сокращение числа операторов (собственников ПС) в связи с невозможностью обслуживать лизинговые платежи прошлых периодов и как следствие увеличение сделок слияния/поглощения и активизация рынка б/у вагонов.

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009г.  № 982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в т.ч. вагоны грузовые магистральные и запасные части к ним. Решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №710 утвержден Технический регламент Таможенного союза (далее по тексту ТР ТС) «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в котором заложены требования об обязательном подтверждении соответствия грузовых вагонов, в том числе вагонов прошедших модернизацию с продлением срока службы, требованиям безопасности.

Для исключения неоднозначности трактовок определения номенклатуры продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия действующим требованиям в области безопасности, в постановление Правительства Российской Федерации № 982 внесены изменения – кроме категории «грузовые вагоны», введена категория «грузовые вагоны с продлением». Данное изменение реализовано постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 737.  Указанное постановление уточняет ранее утвержденные нормативные документы и не являлось препятствием для выполнения необходимых подготовительных мер для введения новых требований ТР ТС с 2 августа 2014г.

Также необходимо отметить, что введение данных мер со стороны Правительства РФ призвано обеспечить безопасность железнодорожных перевозок, а также повышение эффективности железнодорожного транспорта за счет вывода из эксплуатации несоответствующего техническим требованиям излишнего подвижного состава.

Ссылки на то, что вагоны, продление срока службы которых проводилось по Положению «О продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении», утвержденному 14.05.2010г на 52 заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, без сертификации с введением ТР ТС несостоятельны. По этому поводу имеется заключение экспертно – правового центра Санкт – Петербургского государственного университета.

5. С целью обеспечения гарантий безопасности грузовых вагонов в течение всего жизненного цикла (в том числе вагонов с продленным сроком службы), НП «Объединение вагоностроителей» разрабатывает ГОСТ  «Вагоны грузовые, модернизируемые с продлением срока службы. Общие технические условия».

6. Также, в соответствии с поручением Заместителя председателя правительства РФ А.В. Дворковича разработан проект Положения «По авторизации подразделений на готовность проведения ремонта вновь разработанных инновационных узлов грузовых вагонов», в соответствии с которым разработчик проверяет готовность вагоноремонтных предприятий к обслуживанию и ремонту поступающих в эксплуатацию новых моделей вагонов. Данная мера позволит более качественно выполнять ремонт поставляемой изготовителем продукции с обязательным применением оригинальных запасных частей и комплектующих, по согласованной технологической документации и обеспечить безопасность движения и эксплуатации грузовых вагонов изготовителя, сертифицированных в установленном в Российской Федерации порядке и допущенных к эксплуатации на путях общего пользования.

7. В целях формирования перспективного облика подвижного и разработки мер государственной поддержки по производству и внедрению на сети российских железных дорог НП «Объединение вагоностроителей» разработало критерии инновационности грузового подвижного состава. Данные предложения должны стимулировать разработчиков и изготовителей перевести российские предприятия транспортного машиностроения на производство подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками, массовое внедрение которого на сети железных дорог позволит существенного повысить их пропускную способность и снизить себестоимость железнодорожных перевозок. Кроме того, введение в эксплуатацию грузовых вагонов нового поколения позволит снизить эксплуатационную нагрузку на инфраструктуру железной дороги и более эффективно использовать грузовой подвижной состав.

8. С целью повышения ответственности предприятий за качество комплектующих изделий для грузовых вагонов и борьбы с контрафактной продукцией НП «Объединение вагоностроителей» совместно с НП «Объединение Производителей Железнодорожной Техники» разработана и утверждена «Методика нанесения защитной маркировки и учета ответственных узлов и деталей грузовых вагонов».

9. В настоящее время при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ НП «Объединение вагоностроителей» приступило к разработке «Программы долгосрочного развития грузового вагоностроения России» в рамках подпрограммы 6 «Транспортное машиностроение» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».  


Original size: 29906 GZipped size: 10240 Сompression: 34%